вторник, 24 сентября 2013 г.

Усовершенствование законодательства – основа межнационального согласия

В украинском государстве последовательно реализуется политика обеспечения этнических потребностей всех национальностей Украины. В Конституции Украины, принятой от имени украинского народа – граждан Украины всех национальностей закреплены права различных этносов проживающих на ее территории. И все же вопросы, связанные с правовым статусом представителей различных национальностей, остаются актуальными для определения курса и формирования стратегии строительства нашего многонационального государства. Достижение эффективного результата, в области межнациональных отношений возможно только при формировании законодательной базы и социальных институтов, отвечающих международным стандартам. Но украинское законодательство не должно слепо следовать подсказкам международных организаций, а, опираясь на научно-обоснованный, историко-правовой анализ, искать новые, прогрессивные методы развития Украины. И краеугольным камнем в становлении общества должны стать демократические принципы гуманизма и толерантности.

Государственные, политические, миграционные, ассимиляционные и другие процессы имели большое влияние на этногенез наций, и, как следствие – возникновение государств, границы которых не совпадают с этническими границами наций. Это, в свою очередь, ведет к межгосударственным и внутригосударственным конфликтам. Наиболее яркими примерами могут быть Великобритания (доминирующей нацией которой являются англичане) в ее решении северо-ирландской проблемы и шотландского вопроса; Испания, на территории которой проживает один из древнейших европейских народов – баски, права которого постоянно притесняются; курдская проблема Турции и Ирана и множество других примеров. Такая политика является прямым нарушением 1 статьи «Международного пакта о гражданских и политических правах», в которой, в частности, говорится: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». Для решения внутренних и внешних конфликтов основывающихся на национальном вопросе, подписываются договора на межгосударственном и внутригосударственном уровне. Эти договора направлены на узаконивание прав различных национальностей, с целью, чтобы права основного этноса не превышали прав иных этнических групп, проживающих в том или ином государстве. В свою очередь, малочисленные группы не должны становиться иждивенцами на содержании государства. Представитель каждой национальности должен вносить свой посильный вклад в процветание своей страны.

Какую же ситуацию мы видим в государствах ближнего зарубежья? После распада Советского Союза на постсоветском пространстве сформировались суверенные государства, одной из главных черт которых является многонациональность. Проблему многонациональности каждое из этих государств решает разными способами. Прибалтийские республики проводят компанию по возрождению «этнической чистоты» своих наций. В республиках Кавказа, Средней Азии и в Молдове территориальные проблемы между различными этническими группами переросли в военные конфликты. В Российской Федерации идет война за недопущение сепаратных тенденций в республиках и регионах по отношению к Москве.
Относительно стабильной можно назвать ситуацию в Украине, много в чем благодаря развитой законодательной базе в отношении национальностей. Еще в самом начале создания независимой Украины были заложены основы демократической политики государства в отношении представителей различных национальностей. В «Декларации про государственный суверенитет Украины», принятой Верховным Советом УССР 16 июля 1990 года, было записано, что она принимается «уважая национальные права всех народов». ІІ пункт Декларации  гласит«граждане Республики всех национальностей составляют народ Украины». По V пункту Декларации Украина «самостоятельно определяет административно-территориальное устройство Республики и порядок создания национально-территориальных единиц». В VII пункте Декларации сказано, что Украина «гарантирует всем национальностям, проживающим на территории Республики, право их свободного национально-культурного развития». Исходя из положений «Декларации про государственный суверенитет Украины» и в соответствии с законами Украины, 1 ноября 1991 года Верховным Советом была принята «Декларация прав национальностей Украины», в которой государство гарантировало своим гражданам всех национальностей равные политические, экономические, социальные и культурные права. В соответствии с Декларацией запрещается и карается всякая дискриминация по национальному признаку.

Логичным продолжением на пути создания законодательной базы защиты прав и развития национальностей Украины – коренных народов и других национальностей стал Закон Украины «О национальных меньшинствах в Украине» от 25 июня 1992 года, принятый Верховным Советом Украины исходя из жизненных интересов украинской нации и всех национальностей в деле построения независимого демократического государства. Исходя из Закона Украины «О национальных меньшинствах» к ним принадлежат группы граждан Украины не являющиеся украинцами по национальности, проявляющие чувства национального самосознания и единства между собой. Отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Украины прав и свобод, связанных с их принадлежностью к национальным меньшинствам регулируются Конституцией Украины, Законом «О национальных меньшинствах в Украине» и принятыми на их основании другими нормативными актами, а также международными договорами, ратифицированными Украиной. Порядок получения образования на национальном языке определяется Законом «О языках в Украинской ССР» от 29 октября 1989 года.
Благодаря постоянному усовершенствованию нормативно-правовой базы в Украине, расширяется работа национально-культурных организаций, печатаются газеты, издаются книги на национальных языках, продуктивно работают национальные образовательные центры и школы. Этим подтверждается, что последовательное движение общества от устаревших великодержавных догм к общечеловеческим интернациональным ценностям, невозможно без развития культуры коренных народов и иных национальностей Украины. В этой связи следует подчеркнуть, что научные разработки должны идти не за практикой, а опережать ее, носить аналитико-прогностический характер.

Не смотря на широкую законодательную базу, остается нерешенным ряд проблем, связанных со статусом национальностей: коренных народов и национальных меньшинств. Поэтому не следует останавливаться на достигнутом. Социальная политика правительства должна быть направлена, на наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. Нельзя допустить какое бы то не было напряжение в обществе. Причиной конфликтов могут стать различные формы не равноправия среди граждан. Нужно помнить – отсутствие дискриминации не означает, что в государстве  полностью реализуется право равенства. Ни одна из национальностей не должна паразитировать за счет других. «Закон в Украине должен быть одинаковым для всех, независимо от национальности» (Л. Кучма). Государственные и общественные организации должны постоянно контролироваться со стороны соответствующих комитетов, как на отсутствие дискриминации, так и на наличие равенства между всеми гражданами. Усовершенствование законодательства – основа межнационального согласия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий